Меры против ограничения конкуренции
Статья 85 Римского договора запрещает как несовместимые с общим рынком все явные и тайные, горизонтальные и вертикальные межфирменные соглашения (сговоры), которые могут негативно повлиять на внутреннюю торговлю ЕС и которые ведут к ограничению, деформации или недопущению конкуренции, за исключением случаев, специально оговоренных и одобренных Комиссией ЕС. Согласно статье 85 к частной практике, ограничивающей конкуренцию, относятся:
прямая или косвенная фиксация цен и других торговых условий;
контроль над производством, рынками, техническим развитием, инвестициями или их ограничение;
раздел рынков;
применение по отношению к разным партнерам неодинаковых условий для равнозначных трансакций;
заключение контрактов, не связанных с осуществляемыми трансакциями.
При всей строгости установленных правил, параграф 3 данной статьи определяет исключения из общих правил конкуренции. Это обусловлено осознанием и признанием того факта, что для многих стран, особенно малых стран Европы, требуется повысить уровень концентрации капитала, без чего фирмы и страны не смогут поддерживать внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность. Применение этого параграфа всегда опирается на политический компромисс. Если некоторые виды деловой практики, расходящейся с установленными правилами конкуренции, но не сильно им противоречащие, становятся распространенными, Комиссия может сделать так называемое блоковое исключение. Например, в 1985 г. Постановлением 418/85 до конца 1997 г. было введено блоковое исключение для межфирменных соглашений о совместном проведении НИОКР и совместном использовании результатов НИОКР (посредством производства или продажи лицензий третьим лицам). Комиссия также признала важность кооперации во имя технического прогресса.
Производители ЕС активно лоббируют свои интересы и оказывают влияние на экономическую политику. Примером успешного лоббирования может служить блоковое исключение для предпринимателей в автомобилестроении (с 1985 г. - Постановление 123/85). Ссылаясь на то, что легковые автомобили являются очень специфическим товаром - специализированным и требующим послепродажного обслуживания, - производители сумели добиться разрешения на создание жестко контролируемой дилерской сети, обеспечили географическую сегментацию рынка, установили контроль над ценами, и объемом выпуска, потребовали от ремонтных служб использовать только оригинальные запасные части и детали.
Получив столь значительные послабления со стороны Комиссии, автомобилестроители не выполнили свою часть обязательств и не обеспечили потребителям возможности выбора страны совершения торговой сделки. Дело в том, что страновые различия цены на аналогичные модели автомобилей не только сохраняются, но и весьма существенны. Так, в 1995 г. машины в Италии стоили примерно на 30% дешевле, чем в Австрии, что частично объяснялось обесценением итальянской лиры. Однако итальянские дилеры или вообще не продавали автомобили нерезидентам, либо пытались сделать подобные сделки менее привлекательными для последних, удлиняя сроки поставки, отказываясь от послепродажного обслуживания за рубежом, вводя дополнительные платежи и пр. Несмотря на подобную практику, Комиссия Постановлением 1475/95 продлила срок действия блокового исключения еще на 7 лет. Новое постановление, чтобы противодействовать практике эксклюзивного дилерства, предусматривает мульти-дилерскую сеть. Однако это мера не изменит существенно условия конкуренции.
Примеры неконкурентного поведения наблюдаются повсюду. Так, производители духов имеют право продавать лицензии на торговлю своей продукцией только в "высшей части" рынка, т.е. разрешать эту торговлю магазинам, ориентированным на самых богатых клиентов.
Похожие работы:
- Меры против ограничения конкуренции
Статья 85 Римского договора запрещает как несовместимые с общим рынком все явные и тайные, горизонтальные и вертикальные межфирменные соглашения (сговоры), которые могут негативно повлиять на внутренн...
- Преступления против правил конкуренции в России
В условиях рыночной экономики конкуренция обеспечивает рост более эффективных компаний за счет менее эффективных. В России самые производительные компании часто не имеют стимулов и возможностей для ин...
- Ограничения концепции маркетинга
Косвенная посылка, лежащая в основе концепции маркетинга, гласит, что удовлетворение потребностей покупателей является приоритетной целью фирмы не в силу альтруизма, но как наилучший способ достижения...
- Ограничения права собственности
Ограничения собственности может устанавливать только законодатель. Частные лица не вправе вмешиваться в чужое право собственности.
Еще в древние времена римское право устанавливало границы власти отд...
- Ограничения закона опыта
Закон опыта не универсален; он реализуется главным образом в секторах, где крупное производство дает экономическое преимущество и где эффект обучения значителен. Типичные ситуации, где этот закон мало...